Оглавление Назад Вперёд



ПОСТРОЕНИЕ КАДРА
Майкл Лэнгфорд
В данном разделе речь идет не столько о технической стороне дела, сколько о самих снимках.

На этом этапе вы уже усвоили основы фотосъемки и обрели некоторую уверенность в обращении с фотоаппаратом. Вы уже умеете наводить на резкость и правильно определять экспозицию, снимая на черно-белую пленку. Теперь задача состоит в том, чтобы объединить видимые элементы вашего объекта съемки — формы, линии, рисунок, тона — для получения эффектной и радующей глаз композиции. Построение кадра по сути подразумевает — выбрать эти элементы и зафиксировать их. Важно поймать момент, когда все составляющие композиции находятся в кадре, и найти точку съемки, объединяющую их. Тогда полученный зрительный образ будет наиболее сильным. Но прежде необходимо знать, что вы хотите выразить снимком: объект или ситуацию, а может быть—точку зрения. Как слово для писателя, так и зрительный ряд для фотографа есть лишь средство, с помощью которого можно выразить свои идеи.

Пользуйтесь этим разделом как зрительным словарем. Он позволит развивать видение, научит находить объекты для съемки. Не нужно слепо исполнять рекомендации и предложения, приведенные здесь, — важно попробовать и узнать на собственном опыте, а принимать их или нет — в конечном итоге, решать вам. Материал скомпонован по урокам, но читать его можно в любом порядке. Пожалуй, уроки этого раздела лучше всего рассматривать как отдельную тему, освоив которую вы сделаете еще один шаг в достижении фотомастерства. Даже когда фотоаппарата при вас нет, ищите элементы композиции везде, старайтесь смотреть по-новому на то обычное, что вас окружает. Попытайтесь представить, какой будет увиденная сцена на удачном фотоснимке.

Поначалу вам может показаться чрезмерным количество вопросов, связанных с построением кадра. Как со всем этим разобраться в момент, когда вы заняты
непосредственно съемкой? Не отчаивайтесь — внимательно прочитайте раздел, вникните. Скоро вы заметите, что некоторые части, составляющие композицию, встречаются в каждодневной жизни — не сразу, а в отдельности. Для ясности каждый основной элемент рассматривается в книге самостоятельно, так легче освоить материал. В реальных ситуациях эти элементы будут меняться и взаимодействовать, тогда реагировать придется быстро, пользуясь «мигом удачи». Здесь вам и пригодится умение выделять их чисто зрительно. Со временем вы научитесь усиливать главный объект, автоматически разовьете естественный изобразительный язык, который станет основой ваших фотоснимков.

Мы уже говорили о том, как окружающий мир воспринимается глазом и фотокамерой. Черно-белая фотография вносит в изображение свои ограничения — трехмерная динамичная сцена в цвете преобразуется в неподвижный двухмерный снимок в серых тонах, изолированный и ограниченный рамкой кадра. Перемена разительная; но благодаря ей и появляется возможность строить кадр. Секрет состоит в том, чтобы использовать эту перемену с пользой, и тогда ваши снимки будут простыми и ясными. Например, сведение цветов к черному, белому и серому поможет резче выделить формы. Важно еще научиться видеть объект съемки лишь в светлых и темных тонах.

Обычно когда вы смотрите на что-то, глаза постоянно движутся, а снимок можно сделать только с неподвижной точки. Он как бы фиксирует связь между объектом и его окружением, и зритель воспринимает изображение уже в заданных условиях. Если это понять и строить композицию очень тщательно, окажется, что изображение почти целиком в вашей власти. Даже тот простой факт, что для съемки объекта вы выбрали конкретный момент времени, придает ему особую значимость в сравнении с многоликостью и многогранностью окружающего мира.

Структура раздела

Раздел начинается с обсуждения точки съемки и формата снимка, который может быть вертикальный, горизонтальный или квадратный. На этом этапе вы работаете фотоаппаратом с нормальным объективом. Выбор точки съемки полностью зависит от вас. Старайтесь менять и угол съемки — если все снимки будут сделаны на уровне глаз, в них появится монотонность.

Следующая тема — освещение. Его интенсивность и направление во многом влияют на общий вид предметов. Если оно прямое и сильное, тени получаются жесткими и резкими, а если мягкое и рассеянное, снимок выглядит иначе. Качество освещения часто помогает выявить фактуру и форму предметов. На изображение оказывает действие и общая сила света, но конечный результат здесь определяет выбранная экспозиция. Привыкайте замечать перемены в естественном освещении и оценивать то, как они могут повлиять на окружающие вещи. Если не учитывать этих перемен, качество освещенности на снимке не изменить потом никакими насадками и приспособлениями.

Следом за освещением поговорим о том, как управлять тональностью. Это важный элемент построения кадра, особенно при работе с черно-белой пленкой. Вы узнаете, как пользоваться темными или светлыми тонами, чтобы передать на снимке определенное настроение. Вы сможете проследить, как контраст помогает выделить объект, сделать снимок более эффектным. Тональный диапазон объекта изменяется в этом случае за счет выбора вариантов экспозиции и освещения.

Линии и формы также могут усилить «звучание» любого объекта. Тщательный выбор точки съемки и освещение способны организовать линии и формы на снимке так, что глаз невольно будет подчиняться им. Кроме того, они помогут создать сильный, интересный рисунок снимка. Маленькому фотоаппарату доступна любая точка съемки, что позволяет «увидеть» причудливые переплетения форм, направление линий. Воспользуйтесь этим, подходите к сочетанию линий и форм с фантазией и воображением^

В последнем уроке речь идет о выборе «момента во времени», который будет запечатлен на снимке. Для натюрмортов тут нет проблем, потому что вы контролируете все элементы такого снимка. Но даже при съемке неподвижных объектов, скажем, пейзажей, нужно ло-
вить подходящий момент, когда освещение «работает на вас». Часто приходится действовать в спешке. Но обычно быстрой и спонтанной реакции должно предшествовать продуманное планирование. С приобретением навыка вы научитесь принимать решения интуитивно, следя за тем, как сочетаются объекты, меняя точку съемки или наводку на резкость, пока не наступит подходящий момент. Поэтому привыкайте смотреть на мир «сквозь фотоаппарат», учитесь видеть то, что видит он, и предугадывать, что будет в кадре в ту секунду, когда вы нажмете на спуск.

Стремитесь найти собственный стиль

Обратите внимание на снимок, сделанный знаменитым французским фотохудожником Анри Картье-Брессоном. Выбрав точку съемки, он резко противопоставил объект светлому фону. Линии, созданные верхушками и основаниями деревьев, привлекают взгляд к голове мужчины, как бы выделяют ее. Отвлекающие элементы фона смягчены дифференциальной фокусировкой и рассеянной освещенностью. Нужный момент для съемки найден, точно передан характер человека, фигура которого выглядит изолированной на фоне уходящей вдаль перспективы. В принципе снимок Картье-Брессона прост и ясен. Но в то же время здесь удалось показать как личность, так и окружающую природу.

Если внимательно изучать работы фотомастеров, можно научиться многому. Посещайте фотовыставки, постарайтесь оценивать снимки с точки зрения композиции, содержания и ключевой идеи.

На заре фотографии фотографы пользовались громоздкими аппаратами и треногами, съемка велась статично и напоминала работу художника-станковиста. В основном они пытались копировать романтическую живопись, брали темы, присущие тому времени. В результате кадр строился так, чтобы больше походить на произведение живописи, а не на фотоснимок. К счастью, современные фотоаппараты и расширение диапазона фотосъемок изменили представление о возможностях и природе фотографии.

При построении кадра не следует ограничивать себя жесткими правилами, следовать каким-то общепринятым тенденциям. Учитесь искусству видеть окружающий мир, улавливать формы, линии, удивительные сочетания предметов, влияние света, не думайте, что все это происходит само собой. Со временем вы сможете что-то выбирать и от чего-то отказываться, что-то подчеркивать, а что-то приглушать, заставлять ваш объект говорить на языке образов, который станет вам доступен.

 

 

Стул и тень (справа)

Снимок очень прост, а потому эффектен — крупноплановое кадрирование резко очерченного изображения. Фотограф Фрэнк Геррманн выбрал необычную точку съемки и заставил «работать» освещение, тональный контраст, форму и линии.


Аллея Прадо, 1932 (внизу)

Снимок насыщен разными элементами. Фотомастеру Анри Картье-Брессону удалось объединить их так искусно, что у зрителя создается впечатление — «поймать» объект не составило большого труда.

Рекламный блок
Здесь недорого купить квартиру в железнодорожном в новостройке.
OPTIBELT