СВОЙ ВЗГЛЯД
Оглавление Назад Вперёд
ЮСУФ КАРШ: Классический портрет
Майкл Лэнгфорд
Фотограф Юсуф Карш, армянин по происхождению, — один из самых знаменитых представителей современной классической традиции в художественной портретной съемке. Портреты Карша редко бывают натуралистичными — он строг и сдержан. Работает с объектом, как правило в студии, при искусственном освещении, почти без реквизита. На протяжении полувека он фотографирует выдающихся мужчин и женщин нашей планеты: государственных деятелей, ученых, писателей, музыкантов, художников. Долгое время позировать Каршу считалось одним из признаков незаурядности или славы.

Стиль Карша оказал сильное влияние на других фотопортретистов, особенно в 40-х и 50-х годах. Его противники утверждали, что он идеализирует персонаж и это работает против него, что он навязывает модели свою философию. Однако никто не возьмется отрицать, что его портреты выполнены с непревзойденным мастерством.

В своей работе Карш использует классическое освещение в голливудском стиле, которое дает яркие блики, выявляет фактуру и обеспечивает предельную резкость и проработку деталей. На окончательном отпечатке виден каждый волосок, каждая пора и морщинка. Обычно Карш сосредоточивает внимание на голове или голове и руках позирующего, освещая их так, чтобы они четко выделялись на гладком темном фоне. Это придает портретам монументальность, достоинство и величие — черты, принесшие мастеру известность.

По словам Карша, он хотел бы, чтобы его портреты рассматривались как исторические документы. Он стремился показать скорее не внешность, а мысли и душу людей. Поэтому изображает свои объекты так, как их видит, и такими они запечатлелись в сознании современников. Выдвинутая Каршем концепция заключается в том, что, если фотографу удается передать «внутреннюю мощь», отражающую величие человека, наступает «момент истины».

Его любимый формат—20x25 см, павильонный фотоаппарат. Но он снимает также фотоаппаратами с кадром 10x12 см и 6x6 см. Для освещения Карш обычно использует сильные приборы заливающего света и прожекторы, изготовленные по специальному заказу, а в поездки берет с собой павильонную вспышку. Без такого освещения он не мог бы фотографировать при малых значениях диафрагмы, которые обеспечивают на его крупноформатных камерах достаточную глубину резкости. Как правило, окончательные отпечатки Карша имеют формат 50x40 см или 75x40 см.

Марта Грэхем, 1948

Карш сфотографировал танцовщицу сидящей на табурете, так как потолок в комнате был низкий. Но кажется, что даже присев, она продолжает танцевать.
Ее лицо и руки выделяются благодаря жесткому переднему освещению.

Пабло Казальс, 1954

Необычный для Карша портрет: съемка сзади при заднем освещении. Карш сфотографировал виолончелиста в древнем заброшенном аббатстве во Франции. Старый человек невелик ростом, и несмотря на это. портрет исполнен невероятной физической и духовной силы. Карш как-то спросил посетителя на одной из своих выставок, почему он так долго смотрит на эту фотографию. «Слушаю музыку» — ответил тот.

Джордж Бернард Шоу, 1943

Лукавое выражение лица словно вдыхает жизнь в портрет Шоу. который сидит в классической позе, напоминающей полотна старых мастеров. Карш применил яркое освещение, чтобы выявить разнообразие фактур и высветить голову и руки.

Ян Сибелиус, 1949

Этот портрет, снятый в Финляндии, на родине композитора, сродни по силе и благородству монументальной скульптуре. Двойное боковое освещение и заполняющий свет рефлектора создают четкое обрамление головы и богатые тональные контрасты.

Рекламный блок